Контрольные сроки.

Костер, палатка, река. У большинства людей эти понятия ассоциируются с романтикой детства и юности, с выходными днями на природе, с приготовлением шашлыков и с песнями под гитару до утра…

Водный туризм - это те же самые костры, палатки и реки, только наравне с молодежью занимаются им и люди постарше, и даже преклонных годов. Романтике приключений, как и любви, все возрасты покорны!

«Здесь, как в бане одной, все равны меж собой - академик, студент и блатной»,- поется в шуточной туристической песенке. Но, как известно, в шутке лишь доля шутки, а остальное - все всерьез. Зачастую, сплав молодости и опыта помогает покорять самые сложные реки.

Из пункта «А» в пункт «Б»… Эту задачку из школьного прошлого руководитель группы решает еще дома, корпя над картами не одну сотню раз, чтобы прибыть в пресловутый пункт «Б» вовремя, т.е. нужно уложиться в КОНТРОЛЬНЫЕ СРОКИ. А если нет, не уложились? Не сообщили об окончании маршрута? Значит, возможно, случилась беда. И тогда поднимаются в воздух вертолеты спасателей, уходят в тайгу поисковые группы, а дома встревоженные родственники не выпускают из рук трубки телефонов…

В 1989 г. наша группа на четырех каяках и с одним катамараном сплавлялась по сибирской реке «Зун – Мурин». Для опытных туристов маршрут не самый сложный. Он был выбран в рамках подготовки к соревнованиям, а чтобы добавить спортивности, сокращен по срокам до минимума. И лопатили мы, бедные, по этому самому «Зун – Мурину» по 10 – 12 часов ежедневно. Каякеры еще успевали рыбку половить, а вот катамаранщики убивались, как рабы на галерах. Группа шла с отставанием от графика, и это всех нервировало. Отменив единственную дневку на маршруте (дневка – полноценный день отдыха), руководитель ликвидировал цейтнот. Но правильно, видимо, говорят, что спешка нужна только блохам, и то только тогда, когда их ловят. На одном, не самом сложном пороге, катамаран пробил здоровенную дыру в гондоле. Спасработы, ремонт… Было потеряно то, чего уже не вернешь – ВРЕМЯ! В голову лезли не самые приятные мысли – опоздание на поезд, как следствие – опоздание на работу, тревога домашних…. А чем рассчитываться со спасателями, если они сорвутся нас искать? Стоимость работы вертолета никогда не была дешевой… Кажется, в книгах это называется – приключением! Ситуация, однако…

А вот в прошлом 2009 году на карельской реке «Чирко–Кемь» обошлось без нервных потрясений. Сплавлялись четко по графику, без суеты. Подъем - пока не выспимся. Часов в 11 – завтрак, и ближе к 13 – на воду. Неторопливая работа на веслах с осмотром местных красот. Ну, разве в порогах немного подсуетишься, и снова тишь да гладь. Рыбалка, грибочки, ягодки – красота! Хотя, и там мы встретили группу экстремалов. Хозяин какой-то фирмы из Ярославля под угрозой увольнения решил провести вот такой вот корпоративчик – сплав на байдарках по реке четвертой категории сложности…

Семнадцать лодок – тридцать чайников! Бедные, они килялись на каждом перекате. А с флагманской посудины гремел адмиральский голос их шефа:

- Вперед! Водку пить умеете? А веслом работать нет? Вперед, я сказал!

Зрелище было и комичным, и трагичным одновременно. Когда мы нагнали очередную перевернувшуюся байдарку, поинтересовались – не нужна ли наша помощь? С грустными лицами пловцы ( бывшие гребцы ) отказались и одной рукой держась за лодку, другой подгребая к берегу, пробулькали нам снизу:

- Спасибо, не надо. Мы уже привыкли…

А еще в этом походе мы подружились с очень забавными зверьками – норками. Сначала было замечено, что нас самым наглым образом обкрадывают – рыба из садков пропадала… Потом увидели и самих воришек – черные, с белой грудкой, они на своих перепончатых лапках, немного неуклюже, рыскали по берегу. Стали подбрасывать им рыбку. Норки от угощения не отказывались, а потом осмелели настолько, что брали рыбешек с руки. Все это было заснято на фото и видео. Спасибо прогрессу! От былых походов остались лишь несколько десятков черно – белых фотографий, а сейчас включаешь видеоплейер - и зимними вечерами заново переживаешь волнующие моменты прошлого лета!

А память настойчиво возвращает меня на таежную речку «Зун–Мурин»… Ремонт катамарана затянулся на сутки. Ровно столько было нужно резиновому клею для полного высыхания. Спустили кат на воду и рванули вниз по реке. В первый и, надеюсь, в последний раз в жизни, мы сплавлялись по порожистой реке ночью! Нагоняли упущенное время. Нарушались все правила безопасности… И мы… успели! И телеграмма с сухими словами, что группа номер такая-то маршрут закончила, ушла вовремя. И на поезд мы не опоздали. Но каких нервов нам это стоило!

Зима 2010 г. Время выбора маршрута на лето и формирования группы. Из года в год состав ее меняется. Конечно же, есть костяк, а остальных приглашаем через объявления. Путешествуют с нами и новички, и уже походившие, и студенты, и пенсионеры.

Вечерами напролет сидим над картами (географическими), а потом пробиваем по интернету заинтересовавшие нас реки. Нас давно, и видимо основательно, пленил Север. Не нужен нам берег турецкий, и Африку – тоже туда!

Если все последние годы мы вдоль и поперек утюжили Карелию, то на этот раз решили заглянуть за Полярный круг – на Кольский полуостров. И маршрут уже вырисовывается. Вероятнее всего, наше приключение 2010 будет называться – река «Умба».

Заполярный Север – это скалы и предтундровые леса. Это кристально-чистые реки, воду из которых пьют прямо из-за борта. Это край непуганых птиц и зверей. Это экзотическая рыбалка на хариуса и семгу. Это грибы и ягоды. Этот воздух, не зараженный ни единой пылинкой цивилизации, прозрачен настолько, что небо там намного синее нашего. Этим воздухом не дышат – его пьют!

На маршруте можно будет познакомиться с наскальной живописью каменного века – петроглифами. Река «Умба» впадает в Белое море, а значит, будет возможность испытать себя и в морской рыбалке…

Все решено! Идем на «Умбу»! Нужно только четко распланировать маршрут по времени, с предполагаемыми местами стоянок и дневок, с точным графиком движения. Чтобы наша группа, заканчивая путешествие, всенепременно уложилась в КОНТРОЛЬНЫЕ СРОКИ!

 

Зима 2009 – 2010.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011 www.turist-vodnik.ru. All Rights Reserved.